Прежде
чем появиться на Земле Самому, Господь Чайтанья послал сюда Своих
вечных спутников, таких как Шри Адваита Ачарья, Шри Джаганнатха Мишра,
Шачи Мата, Мадхавендра Пури и Ишвара Пури.
Великий святой Шри
Мадхавендра Пури, живший в середине XV века, был пятнадцатым в цепи
ученической преемственности, берущей начало от Мадхвачарьи
(Мадхва-сампрадае).
Шри Мадхавендра Пури принял инициацию от Шри
Лакшмипати Тиртхи в Мадхвачарйа-сампрадайе. У него было много учеников, а
главными являлись Шри Адваита Ачарья и Шри Ишвара Пури. Все ваишнавы в
Бенгалии и Кшетра-мандале (Джаганнатха Пури) были так или иначе связаны
со Шри Мадхавендрой Пури. Когда пришел Господь Чаитанья, многие из
учеников Мадхавендры Пури присоединились к движению санкиртаны
Махапрабху.
«Тело Мадхавендры Пури было заполнено божественной
любовью; таковы же были и его последователи. Он проявлял необычную
любовь к Богу.
Увидев темно-синюю дождевую тучу, он падал на
землю без сознания. Днем и ночью он был опьянен амброзией Кришна-премы»
(Вриндавана Даса Тхакур).
Совершив долгое паломничество по
Бхарата-бхуми (Индии), остаток жизни он провел в Бенгалии и Ориссе. Он
начал восстановительные работы во Вриндаване, которые позднее были
продолжены Шри Рупой и Санатаной Госвами. Бродя от лужайки к лужайке,
вспоминая сладкие вриндаванские игры Радхи-Кришны, Мадхавендра Пури в
экстазе терял сознание.
Во сне, Шри Гопала приказал Мадхавендре Пури
раскопать спрятанное Божество Гопалы и установить Его на вершине холма
Говардхана. Мадхавендра Пури отметил установку Божества церемонией
аннакуты (праздником, в процессе которого Кришне предлагается целая гора
пищи).
Этот
фестиваль Аннакута, также называемый Говардхана-пуджей, является одним
из самых важных ваишнавских праздников во Вриндаване, в Индии и во всем
мире. Оригинальному Божеству Гопалы, известному как Шри Натхаджи, сейчас
поклоняются в Натхадваре, Раджастхан.
Мадхавендра Пури ввел в
Мадхвачарйа-сампрадайу концепцию мадхурйа-бхавы (супружеской любви). Он
посеял семя према-бхакти. И Чайтанья Махапрабху стал раскидистым
деревом, роняющим на каждого сладкие медовые плоды премы. Он также
открыл вираха-бхаву, настроение любви, которым наслаждаются в разлуке с
Господом. Его ветвь Мадхва-сампрадайи отмечена экстатической любовью к
Богу. Она известна как Мадхва-Гаудийа сампрадайа.
В Джаганнатха
Пури Господь Чайтанья проявил интенсивное настроение вираха-бхавы. Оно
безгранично усиливалось, когда Господь слышал стихи из Десятой Песни
«Шримад-Бхагаватам», «Кришна Карнамриты», «Гита Говинды», «Падйавали» и
любовных поэм Чандидаса и Видйапати. Вираха Махапрабху начинается с
одного стиха, произнесенного Мадхавендрой Пури, Его парам-гуру (учителем
Его учителя):
айи дина дайадра натха хе матхура натха кадавалокйасе хридайам твад алока катарам дайита бхрамйати ким каротй ахам
«О,
сострадательный Господь бедных и смиренных! О, Господь Матхуры! Когда я
увижу Тебя вновь? Я не вижу Тебя, и мое сердце погружается в скорбь. О,
мой Возлюбленный, я сокрушен. Что мне делать теперь?»
(«Чаитанйа-чаритамрита», Мадхйа 4.197).
Шри Кришна Даса Кавираджа
говорит, что как бриллиант каустубха - самый дорогой среди всех
драгоценных камней, так и эта шлока есть раса-кавйа (лучший стих во всей
поэзии расы). В действительности, этот стих был произнесен Самой
Шримати Радхарани. Это был трогательный призыв Радхи к Шйамасундаре,
который уезжал в Матхуру, оставляя Ее одну, в отчаянии, во Вриндаване.
Милость Радхарани вложила тот же самый стих в уста Мадхавендры Пури.
Повторение
даже нескольких слов из этой шлоки распахивало дверь экстатической
любви Махапрабху, заставляя Его падать без сознания в экстазе. Испытывая
интенсивное чувство разлуки с Кришной, Мадхавендра Пури воспевал этот
стих, покидая этот мир.
Кришна Даса Кавираджа говорит, что этим
стихом Мадхавендра Пури учит преданных, как достичь Кришна-премы,
взращивая сильное чувство разлуки с Кришной. Гаудийа-ваишнавы принимают,
что этот стих выражает суть настроения в состоянии разлуки.
Гаудийа-сампрадайа
учит, что поклонение Радхе и Кришне в настроении разлуки представляет
собой высший уровень преданного служения. На этой стадии самоосознания
преданный чувствует «мир совершенно пустым в отсутствие Кришны».
Мгновение без Мадхавы тянется как миллионы лет. Шри Чайтанья Махапрабху
всегда плавал в океане дивйонмада-махабхавы - безумных экстатических
эмоций, явленных Шри Радхой в Брахмар Гите («Шримад-Бхагаватам» 10.47).
В
этом стихе Мадхавендра Пури обнаруживает подобные же эмоции.
Гаудийа-ваишнавы заключили, что муссонный ливень экстатической любви,
пролитый Господом Гаурангой во время Его проявленных игр, начался с
Мадхавендры Пури. Затем он прошел через Ишвару Пури, игравшего роль
духовного учителя Господа Чайтаньи.
Божественный рассказ о Шриле Мадхавендре Пури, поведанный Махапрабху
Он
был очень близким преданным Кришны и Радхарани. Сама Радхарани одарила
Шрилу Мадхавендру Пури всей полнотой Своей милости. Эту дивную историю о
Шриле Мадхавендре Пури Махапрабху рассказал Своим спутникам во время
остановки в Ремуне, Орисса, на пути в Пури-дхам. Махапрабху услышал ее
из лотосных уст Ишвары Пури.
Шрила Мадхавендра Пури был исполнен
великого духа отречения. Он никого не просил подаяния и во всем, что
приходило к нему, видел милость Кришны. Если ему подавали пищу, принимал
столько, чтобы утолить голод. Когда еды не было, он постился, но
милостыни не просил. Такова была его натура. Он был всегда погружен в
воспевание Святых Имен Кришны. Так он странствовал по всей Индии,
особенно часто бывая во Вриндаване.
Однажды, находясь во
Вриндаване, Мадхавендра Пури обходил холм Говардхан, и после вечернего
омовения в Говинда-кунде сел под деревом и стал повторять имена Кришны.
Вдруг
перед ним, держа в руках горшок с молоком, появился какой-то мальчик в
одежде пастушка и с очаровательной улыбкой сказал: «Почему ты не просишь
подаяния? На что ты медитируешь? Пожалуйста, выпей молока. В нашей
деревне никто не остается без еды. Я сам приношу пищу каждому, кто не
просит о ней».
Видя удивительную красоту этого мальчика,
Мадхавендра Пури был полностью счастлив, а этот сладкий голос утолил его
голод и жажду. Он спросил мальчика, как тот узнал, что он
воздерживается от пищи. В ответ мальчик сказал: «Когда ты сидел на
берегу Говинда-кунды, женщины из моей деревни приходили туда набрать
воды. Они и сказали мне. Но сейчас время дойки коров, так что Я должен
идти, а на обратном пути я заберу мой горшок». С этими словами мальчик
покинул то место.
Мадхавендра Пури был сбит с толку его необычным
поведением. Он выпил молоко и снова запел имена Господа. Он не спал всю
ночь, с нетерпением ожидая возвращения гостя. На рассвете он задремал и
мальчик вдруг снова явился перед ним и, взяв его за руки, повел к
колючему лесу неподалеку, говоря: «Я спрятан здесь, и дожди, бури и
огонь причиняют Мне много страданий. Пожалуйста, перенеси Меня на
Говардхан и построй там храм. Меня зовут Говардхана-дхари Гопал, Меня
установил Ваджранабха, внук Кришны, но те, кто поклонялся Мне, убежали в
страхе перед мусульманами, спрятав Меня здесь. Я очень давно жду тебя.
Ты искренне предан Мне и потому Я решил принимать твое поклонение.
Пожалуйста, омой Меня как следует прохладной водой». С этими словами
мальчик исчез.
Неожиданно Мадхавендра проснулся. Вспомнив сон, он
почувствовал глубокое сожаление. Он сокрушался и плакал: «Я видел
Самого Кришну, но не узнал Его!»
Через некоторое время он
успокоился и стал выполнять наказ Шри Кришны. Он принял утреннее
омовение и позвал жителей Вриндавана. Все, кто жил во Вриндаване,
считали Шри Кришну своим членом семьи, поэтому они с большой радостью
осмотрели лес, нашли Божество Говардхана-дхари Гопала и установили Его
на каменный трон на Говардхане. Мадхавендра Пури провел роскошную
церемонию омовения Божества, выполняя все ритуалы, и предложил ему
по-королевски великолепное угощение. Так, проведя все необходимые
церемонии, Гопала установили на Говардхане.
Преданные отовсюду
приходили увидеть Божество и приносили ему различные подарки. Один
богатый кшатрий (правитель) построил для Говардхана-дхари Гопала храм и
обеспечил все нужные предметы для поклонения.
Мадхавендра
Пури поклонялся Гопалу около двух лет. Однажды Шри Гопал вновь явился к
нему в медитации и попросил: «Жар Моего тела всё еще не спал.
Пожалуйста, принеси Мне сандаловую пасту из Нилачала-дхамы (еще одно
название Ориссы), чтобы охладить Мое тело. Никто, кроме тебя, не сможет
этого сделать, так что иди немедленно».
Мадхавендра Пури
проснулся. Чтобы выполнить желание Господа, он доверил поклонение Гопалу
двум своим ученикам-брахманам из Гауды (Бенгалия), которые незадолго до
этого, решив принять отреченный образ жизни, получили у него
посвящение, и отправился в путешествие в Нилачалу.
Спустя
несколько месяцев он достиг Ремуны. Там, созерцая непревзойденную
красоту Шри Гопинатхи, Мадхавендра Пури просто плавал в океане любви и,
сидя перед Божеством, пел молитвы.
Наблюдая за ритуалами
поклонения Божеству, он убедился, что в этом храме все делается очень
хорошо. Он расспросил брахмана-служителя о том, как кормят Шри
Гопинатху, и тот детально описал ему все правила и церемонии – от
балья-бхоги до раджа-бхоги. Также он рассказал, что вечером, после
подношения раджа-бхоги (обеда), Божеству Гопинатхи в качестве
шаяна-бхоги предлагают двенадцать горшков с кширом (уваренное молоко).
Этот кшир называют Амрита Кели – потому что по вкусу он подобен нектару
бессмертия.
Тем временем колокол возвестил о начале церемонии
арати. После того, как арати завершилось, Мадхавендра Пури Госвами
распростерся перед Божеством в поклоне и подумал про себя, что если бы
ему удалось достать немного предложенного кшира, он мог бы попробовать
его и затем сделать такой же своему Гопалу. Но он не стал ничего просить
– он ел только то, что люди давали ему сами, без просьбы с его стороны.
Кроме того, он не принимал ничего, кроме молока. Поэтому, подумав так,
он испытал стыд за свое желание попробовать Кшира-бхогу. Так никому
ничего и не сказав, он вспомнил имя Шри Вишну, чтобы искупить
оскорбление, и ушел из храма на опустевший к вечеру деревенский рынок,
повторяя имена Господа.
Тем временем священник уложил Шри
Гопинатху, и сам тоже отправился спать. Шри Гопинатх явился к нему во
сне и сказал: «Пожалуйста, встань. Я спрятал под Своей одеждой горшок с
кширом. Как можно скорее открой алтарь, забери его и отдай святому по
имени Мадхавендра Пури, который поет молитвы на рыночной площади».
Священник
проснулся. Он тут же принял омовение, вошел в алтарь и, к своему
удивлению, действительно обнаружил горшок с кширом, скрытый одеждами
Божества. Преисполнившись духовного счастья, он взял горшок и, выйдя на
рыночную площадь, громко позвал Мадхавендру Пури Госвами:
кшира лаха еи, йара нама ‘мадхава-пури’ тoма лаги’ гoпинатха кшира каила чури
«О тот, чье имя Мадхавендра Пури, пожалуйста, приди и возьми этот горшок! Гопинатха Сам украл этот горшок с кширом для тебя».
кшира лана сукхе туми караха бхакшане тoма-шама бхагйаван нахи трибхуване
«Приди,
пожалуйста! Возьми этот горшок с кширом и насладись прасадом с великим
счастьем! Ты самый удачливый человек во всех трех мирах!»
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 4.133-4)
Мадхавендра Пури
услышал это и понял, что зовут его. Священник рассказал ему о велении
Господа и отдал горшок с кширом. Затем священник распростерся перед ним в
поклоне и вернулся в храм.
Охваченный безудержной радостью
Мадхавендра Пури насладился кширом и разломав глиняный горшок на
кусочки, завернул их в свою одежду и потом каждый день съедал по одному
кусочку. А ночью в медитации он увидел Шри Шри Радху и Кришну, танцующих
на берегу Ямуны среди поющих Им славу сакхи, как в ночь полнолуния
месяца Картика.
Он пришел в себя, когда ночь уже была на исходе.
Смиренный Мадхавендра Пури подумал, что, если он останется в Ремуне до
рассвета, вокруг него наверняка соберется толпа любопытных. Поэтому он
предложил свои поклоны Шри Гопинатхе и ушел из деревни до рассвета.
Следующим
утром слава великого Мадхавендры Пури разнеслась по всем окрестностям, и
с тех пор к имени Шри Гопинатхи добавили слово «Кшира-чора», что
означает «Тот, кто украл кшир для Своего преданного».
Изначально это Божество звали Мадана Гопал, потом – Джая Гопал, затем – Гопинатх, и в конце концов оно получило имя Кширачора.
Господь
Кришна славится по всему миру как величайший из воров. Воруя масло в
домах старших пастушек Враджи, Он получил имя Нани-чора. Украв одежды
гопи, Он стал Басан-чора, а из-за того, что Он похищает сердца Своих
преданных, Его зовут Читта-чора. Не стоит думать, что Он показал Свою
склонность к воровству недавно – эта традиция продолжается с
незапамятных времен. Будучи Верховным Господом, которому принадлежит
все, Он тем не менее, из любви к Своим преданным, являет эти
удивительные игры. А еще - «Тот, кто уносит материальные страдания»
(Господа во все времена называли Хари).
Мадхавендра Пури совершил
паломничество в Нилачалу и рассказал о желании Говардхан Гопала
священникам Господа Шри Джаганнатхи. Слуги царя Пури тоже узнали, что
Гопал просит сандаловую пасту из Нилачалы, и донесли об этом царю. Царь
приказал двум служителям храма Джаганнатхи помочь Мадхавендре Пури
перенести сандаловую пасту, и дал ему кроме того камфару, которая служит
превосходным охлаждающим средством. И еще святому была выдана особая
бумага, обеспечивающая безопасное путешествие.
Неся сандаловую
пасту из Нилачалы, Мадхавендра Пури снова проходил через Ремуну.
Служители Гопинатхи узнали великого святого и приняли его с большим
вниманием и радушием. Вечером священник принес ему амрита кели кшир, и
Мадхавендра Пури с великим почтением принял маха-прасад от Господа и лег
спать. Перед рассветом Гопал с Говардхана явился к нему во сне и
сказал: «О Мадхава, Я уже получил сандаловую пасту и камфару из
Нилачалы. Просто смешай камфару с сандаловой пастой и нанеси на тело Шри
Гопинатхи – тогда жар Моего тела ослабнет. Знай, что Гопинатх и Я –
суть одно, не сомневайся в этом».
Мадхавендра Пури проснулся и
подумал: "Как милостив ко мне Гопал! Он опять наставил меня".
Переполненный экстазом, он позвал священников и сказал: «Пожалуйста,
смешайте камфару с сандаловой пастой и нанесите ее на тело Шри Гопинатхи
– это снимет жар тела моего Гопала, который стоит на Говардхане во
Вриндаване. Пожалуйста, наносите сандаловую пасту на тело Шри Гопинатхи в
течение всего лета. Два человека сопровождают меня и если вы добавите
еще двоих, эти четверо смогут готовить сандаловую пасту, я могу даже
заплатить им». Священники с радостью согласились.
Каждый день
Мадхавендра Пури приходил на арати Гопинатху. По милости Мадхавендры
Пури были устроены пышные и щедрые празднества, в которых приняли
участие тысячи людей. Гопал был очень доволен его служением. Он сказал
ему: "Тебе не нужно возвращаться во Вриндаван – ты сможешь видеть Меня
здесь, в Ремуне. И так ты достигнешь всего". Когда лето закончилось,
Мадхавендра Пури снова отправился в Пури, чтобы провести там сезон
дождей и затем вернулся в Ремуну. Затем он ушел обратно... Уходя,
Мадхавендра Пури случайно оставил в Ремуне пару своих деревянных
сандалий, и их нашли священники. Маленький дом, в котором жил
Мадхавендра Пури, до сих пор стоит недалеко от храма Шри Гопинатхи, и
эти сандалии хранятся там.
И в наши дни, спустя несколько
столетий, каждое лето на протяжении сорока двух дней на прекрасное тело
Шри Гопинатхи наносится сандаловая паста.
Вход в храм Кширачора Гопинатхи
Все
Госвами Вриндавана являются спутниками Радхи-Говинды, Они – вечные
участники Кришна-лилы, но в маха-бхаумья-лиле их жизни прошли в
настроении единения в разлуке. Все это было явлено благодаря первому
ростку Кришна-премы – Мадхавендре Пурипаду.
В Бенгалии
существует поговорка: "Гуру можно узнать по его ученику". Мадхавендра
Пури велик и велики его ученики: Ишвара Пури, Нитьянанда Прабху, Адвайта
Прабху. Все они, придя в этот мир, стали его учениками. В Кришна-лиле
их положение неизмеримо высоко, и этому миру они явили себя величайшими
последователями Мадхавендры Пури.
Встреча Господа Нитьянанды со Шрипадой Мадхавендрой Пури
Солнце
восходит и заходит, но это не значит, что оно рождается и умирает.
Приход и уход чистого вайшнава подобен восходу и заходу солнца. Оба они
несут животворный свет блуждающим в темноте иллюзии душам этого мира.
Покинув небосклон, они продолжают согревать своей милостью тех, кто
помнит о них.
И все же, милостью Мадхавендры Пури это настроение
может проявиться в нашем сердце. Но ожидать его мы не вправе. Мы
находимся в суетном, полном иллюзий мире. Лишь тогда, когда пелена
заблуждения спадет с наших глаз и духовный мир раскроется нашему взору,
мы, по милости Радхарани, принимающей наше служение в образе
гуру-парампары, получим способность к осознанию реалий мира души. Божественное самадхи Шрилы Пурипада
Мадхавендра
Пури остался в Ремуне, и некоторое время спустя покинул этот мир. Мы
можем увидеть в Ремуне небольшой по размерам прекрасный храм-самадхи
Шрилы Мадхавендры Пури. Самадхи Мадхавендры Пури находится в Ремуне, Орисса, около храма Кшира-чора Гопинатха.
Мурти Мадхаведры Пури в его самадхи
|