Вся
жизнь Бхактивинода Тхакура была посвящена служению Шри Кришне,
Верховной Личности Бога. По тому, какое благо принесла его деятельность
миру, ее можно сравнить только с грандиозной деятельность Самого Шри
Чайтаньи Махапрабху и шестерых Госвами. Его духовная деятельность и
божественные писания оказали на разумных и образованных людей громадное
влияние и зародили веру в возвышенные наставления и заповеди Господа
Чайтаньи.
Тхакур Бхактивинод появился на свет в богатой семье (он
родился 2 сентября 1838 года, и его назвали при рождении Кедаранатхой
Даттой), но тем не менее ранние года его жизни были полны трудностей. Он
провел детство в доме своего деда по матери в Бирнагаре (Улаграш),
откуда в тринадцать лет, после смерти отца, переехал в Калькутту, где
завершил свое образование. Вскоре после того, как он закончил
университет, ему сообщили, что его дед по отцу лежит при смерти. Дед,
Раджаваллабха Датта, был известной в Калькутте личностью. Последние свои
дни он жил отшельником в уединенном месте в Ориссе. Он мог
предсказывать будущее и знал точную дату своей смерти, так как обладал
способностью вступать в контакт со сверхъестественными существами. В
знаменательные часы кончины своего деда Тхакур Бхактивинод находился
рядом с ним и получил от него наставления, а после ухода этой великой
души посетил все основные храмы и ашрамы штата Орисса.
Дальнейшая
деятельность Бхактивинода Тхакура связана с просвещением. Он ввел в
Ориссе преподавание на английском языке и написал небольшую книгу, в
которой рассказал обо всех ашрамах этого штата, упомянув и тот, что
находился на земле, принадлежавшей его предкам. "Мне принадлежит
деревенька Чхотимангалпур в округе Орисса, - писал Бхактивинод Тхакур. -
В той деревне есть монастырь, который мои предки подарили вместе с
участком земли святым людям. Настоятель этого монастыря перестал давать
кров святым странникам в ненастные ночи. Узнав об этом, я пригрозил, что
отниму землю, если еще раз услышу жалобы на его не гостеприимство".
Позже Бхактивинод Тхакур поступил на
государственную службу и переехал в Бенгалию. Там в одном из городов он
произнес историческую речь, посвященную философии Шримад-Бхагаватам, и
эта речь привлекла внимание тысяч людей. В ней он поведал миру о
сокрытых на страницах Бхагаватам сокровищах и сказал, что это
произведение должен прочитать каждый человек, обладающий философским
складом ума. Несколько лет спустя он переехал в город Чампаран, где в
огромном баньяновом дереве обитал брахма-дайтья (разновидность
приведения), которому поклонялись многие падшие люди.
Однажды к
Бхактивиноде Тхакуру пришел отец девушки, славившейся своей ученостью,
который собирал пожертвования, и Бхактивинод тут же усадил его читать
Бхагаватам под тем самым деревом, где жило приведение. Спустя месяц, в
день, когда чтение Бхагаватам было закончено, дерево с треском рухнуло
на землю, и приведение навсегда покинуло те места. Все жители города, за
исключением нечестивцев, поклонявшихся приведению, были благодарны
Бхактивиноде за то, что он избавил их от дайтьи.
Следующим
городом, куда переехал Бхактивинод, был Пури. Комиссар, в чьем ведении
находился тот административный округ, очень обрадовался, узнав, что
Бхактивинод будет служить в Пури, и попросил его в качестве
представителя правительства следить за порядком в храме Джаганнатхи. В
Джаганнатха Пури Тхакур Бхактивинод немало времени уделял литературной
деятельности и обсуждению духовных произведений. Он подготовил
примечания к Веданта-сутрам, изданным с комментариями Баладевы
Видьябхушаны.
В 1877 году Тхакур Бхактивинод был переведен в
другой город, а в 1881 году начал издавать журнал Саджджнана-тошани
("Радость чистых преданных"), который был посвящен вопросам духовной
жизни и приобрел впоследствии широкую известность. Он также опубликовал
Шри Кришна-самхиту, которая явила миру философию, раскрывающую духовное
бытие Кришны, и открыла образованным людям глаза на их истинные
отношения с Богом. Эту работу с восторгом приняли многие немецкие
ученые, поскольку, вопреки мнению читающей публики, считавшей Кришну
обыкновенным героем-любовником, плодом воображения поэта, Шрила
Бхактивинод, основываясь на свидетельствах Вед, показал, что Кришна есть
Парабрахман, Верховная Трансцендентная Личность, Абсолютное Существо.
Бхактивинод
Тхакур очень хотел увидеть места, где проходили игры Господа Чайтаньи, и
неоднократно просил перевести его в любой город, находящийся поблизости
от Навадвипы (Майапура). Не добившись перевода, он подал официальное
прошение об отставке, но ему было отказано. Вскоре, однако, к своей
великой радости, он получил назначение в Кришнанагар, расположенный в
тридцати пяти километрах от Навадвипы. Поселившись неподалеку от
Навадвипы, Бхактивинод Тхакур стал проводить в ней все свободное время.
Он сразу же начал собирать сведения о точном расположении мест, где
Господь Чайтанья являл свои игры. Опросив местных жителей и сверив их
показания со старыми картами, относящимися ко второй половине
восемнадцатого века и содержащими название "Шри Майапур", он, наконец,
обнаружил истинное место рождение Господа Чайтаньи.
Шри Йогапитх
Навадвипа, Шри Йогапитх, дерево, под которым родился Шри Чайтанья Махапрабху
Родители Шри Чайтаньи Махапрабху
Год
1895 был самым знаменательным в истории Вайшнавизма. Виновником всех
событий, которыми был отмечен этот год, стал Бхактивинод Тхакур. Именно в
этом году он добился официального признания места рождения Шри
Чайтаньи, сообщив широкой публике, где на самом деле родился Господь, и
раскрыв истинное значение места Его рождения. Тысячи гостей собрались на
торжества, состоявшиеся на месте рождения Господа Чайтаньи. Тхакур
Бхактивинод не хотел, чтобы его открытие было предано забвению, поэтому,
как только он вышел в отставку, он начал собирать пожертвования на
возведение храма, с величайшим смирением ходя от двери к двери.
Широко
развернулась в то время и проповедь святого имени, о котором стало
известно даже в самых отдаленных уголках земного шара.
Гауранга-смарана-мангала-стотра с предисловием на английском языке,
рассказывающем о жизни и учении Шри Чайтаньи, которая вышла из-под пера
Бхактивиноды вскоре после открытия места рождения Господа Чайтаньи,
заняла место на полках библиотек во всех учебных заведениях обоих
полушарий. Так учение Шри Чайтаньи Махапрабху стало доступным философам и
ученым Запада.
Чем активнее велась проповедь имен Господа
Чайтаньи и Господа Кришны, тем большую радость испытывал Тхакур
Бхактивинод. После того, как была опубликована
Гауранга-смарана-мангала-стотра, он составил примечания к Шри
Брахма-самхите и Шри Кришна-карнамрите, а также подарил миру два
ценнейших бессмертных произведения - Шри Хари-нама-чинтамани и
Бхаджана-рахасью. Кроме того, он отредактировал
Шримад-бхагаватарка-маричи-малу, содержащую все основные шлоки
Шримад-Бхагаватам, относящиеся к Вайшнавской философии, и написал к ней
комментарии. В своей литературной деятельности он не знал отдыха, и
из-под его пера вышло великое множество трудов по философии Вайшнавов.
Бхактивинод Тхакур приступал к работе поздно вечером, завершив свои
служебные дела, и до часу или до двух часов ночи сочинял песни и писал
книги.
В начале двадцатого столетия Бхактивинод Тхакур решил
поселиться в Пури и построил там на побережье океана дом. Многие
искренние души искали его благословений и наконец обрели их, когда в
1908 году он отрекся от мира, получив от Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи
посвящение Бабаджи. Несмотря на то, что Бхактивинод Тхакур вел образ
жизни в отречении, к нему постоянно приходили люди всех сословий и
всякого звания, и он щедро одаривал их своими духовными наставлениями и
благословениями. В 1910 году он перестал принимать посетителей и с этого
времени пребывал в состоянии совершенного самадхи, полного
сосредоточения на вечных играх Господа. В 1914 году, в день ухода Шри
Гададхары, Бхактивинод Тхакур оставил этот мир, перенесясь в полное
блаженства царство Голоки.