Это
был один из самый сокровенных спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Именно
он, Пурушоттама Ачарья (Сварупа), в точности знал, что было на сердце
Шри Кришны Чайтаньи. Называя его «вместилищем всех вкусов преданного
служения», Господь Чайтанья добавил к его имени слово Дамодара.
Кришнадас
Кавирадж Госвами пишет, что Шри Сварупа Дамодар был одним из самых
близких спутников Махапрабху: "Лишь двое знали Господа лучше всех:
Парамананда Пури и Сварупа Дамодар" ("Чайтанья-чаритамрита" 1.10.124-5).
Когда он родился, его нарекли именем Пурушоттам Ачарья. О родителях
его известно немного. Вскоре после его рождения отец оставил жену и
ребенка и отправился в Митхилу и Каши учиться. Детские годы Пурушоттам
провел в доме родителей матери в Навадвипе.
Будучи по натуре
чистосердечным и добродетельным, он стал очень предан и дорог
Махапрабху. Когда Господь принял санньясу, Пурушоттам едва не лишился
рассудка от боли разлуки и не медля отправился в Бенарес, где принял
обет отречения у одного санньяси по имени Чайтаньянанда.
Санньяса-гуру дал ему наказ: "Изучай Веданту и
учи этому знанию других". Шри Пурушоттама Ачарья так торопился увидеть
Господа, что ушел, даже не дождавшись конца церемонии, успев лишь сбрить
шикху и снять брахманский шнур. Он не успел надеть и одежд санньяси и
потому его звали Сварупа (именем брахмачари). После этого, выполняя волю
учителя, он отправился в Шри Нилачал, где вновь встретился с
Махапрабху.
Сварупа Дамодара явил этому миру сокровеннейшие
переживания Шри Чайтаньи, наслаждавшегося настроением Радхарани,
испытывающей разлуку с Кришной. Чувствуя настроение Господа Гауранги,
Сварупа Дамодара начинал киртан, способствующий усилению эмоций Господа.
Для того, чтобы смягчить муки любви вираха-бхавы Господа Чайтаньи, он
пел песни из «Гита-Говинды», «Кришна-карнамриты» и полных любви поэм
Чандидаса и Видьяпати.
День и ночь напролет Сварупа Дамодара
находился рядом с Шри Чайтаньей специально для того, чтобы создавать
необходимые условия для Его лил. «Он был одним из самых сокровенных
преданных Господа Чайтаньи (Рамананда Райя, Шикхи-махити, Мадхави
деви)». Так же как Лалита и Вишакха были самыми сокровенными спутницами
Радхарани, Сварупа Дамодара (Вишакха-сакхи) и Рамананда Райя
(Лалита-сакхи) были самыми интимными спутниками Шри Чайтаньи Махапрабху.
Вишакха-сакхи
Сварупа
Дамодара был «опекуном гаудия-вайшнавов». Поэтому каждый раз, когда
преданный вел себя неподобающе, Господь Гауранга обычно говорил:
«Сварупа, твой гаудия сделал то-то и то-то». Сварупа Дамодара лично
проверял наличие грамматических и философских ошибок в каждом новом
стихе, песне или книге перед тем, как передать ее на одобрение Господу
Чайтанье.
Хотя его знания были поистине безграничны, он старался
не вступать в споры и предпочитал уединение. Поэтому лишь немногим была
известна глубина его познаний. Ему были ведомы все оттенки настроений
преданности Шри Кришне, а тело его было насыщено любовью к Нему. Он был
вторым "я" Махапрабху. Если кто-то хотел представить Махапрабху книгу,
песню или поэму собственного сочинения, автор должен был прежде получить
одобрение Сварупы Дамодара. Если произведение содержало концепции,
противоречащие изложенным в писаниях идеалам бхакти, оно не могло
принести Махапрабху трансцендентного удовольствия и потому Сварупа
Дамодар отклонял просьбу автора.
Когда Шри Сварупа Дамодар
прибыл в Пури из Каши (Варанаси), он восславил Махапрабху,
продекламировав следующую шлоку: "О Шри Чайтанья, воплощение милости! Ты
- Тот, Кто легко устраняет любую печаль, Твоя преданность -
недосягаемый образец чистоты и бескорыстия, Твое появление наполняет
душу восторгом и упоением. Ты кладешь конец любым философским спорам,
потому что Твои знания писаний поистине бездонны. Ты заставляешь сердце
трепетать от божественной любви, проливая на него поток милости и
сострадания. Прошу Тебя, освети мою душу лучами Твоего благодатного
милосердия!". ("Шри Чайтанья Чандорой Натак.")
Увидев, что
Сварупа Дамодар упал перед Ним в дандавате, Махапрабху поднял его и
обнял со словами: "Сегодня во сне Я видел, что ты идешь ко Мне. Как
слепой не помнит себя от радости, вновь обретя зрение, так Я счастлив
вновь видеть тебя рядом со Мной".
Сварупа Дамодар ответил:
"Прабху, пожалуйста, прости меня. Я совершил великую ошибку, оставив
Тебя и бежав в Варанаси. У меня нет ни капли привязанности к Твоим
лотосным стопам, и мой поступок непростителен. Я оставил Тебя, но Ты
по-прежнему милостив ко мне. Набросив мне на шею веревку Своего
милосердия, Ты привлек меня к Своим лотосным стопам".
("Чайтанья-чаритамрита", Мад. 10).
Когда Сварупа Дамодар, полный
смирения, промолвил эти слова, Махапрабху вновь обнял его и сказал:
"Доброта Кришны не знает пределов. Он вновь милостиво свел нас вместе".
Махапрабху
не отпускал от Себя Сварупу Дамодара. Когда Он погружался в волны
экстатической любви, только Сварупа Дамодар своим киртаном мог
удовлетворить самые сокровенные чаяния Его сердца.
В это время
из Видьянагара в Южную Индию прибыл Шри Рай Рамананда. Оба они, Сварупа
Дамодар и Шри Рай Рамананда, воспеванием бхаджанов и чтением
стихотворений усиливали экстатическое состояние Махапрабху. Они так же
близки и дороги Шри Чайтанье Махапрабху, как Лалита и Вишакха Шримати
Радхарани.
Вишакха, Радха, Лалита
Кришна
дас Кавираджа в своей работе над «Чайтанья-чаритамритой» использовал
записки Сварупы Дамодары, посвященные описанию жизни Шри Чайтаньи.
Сварупа Дамодара Госвами также написал «Сангита-Дамодару», учебник по
музыке. Его самадхи находится в районе 64 самадхи во Вриндаване.