Праздник
Маха Шиваратри называют еще «Великой ночью Бога Шивы», который
отмечается в честь бракосочетания Шивы и Парвати. Он приходится на месяц
Магха (январь-февраль). Ему предшествует бессонная ночь, на протяжении
которой в храмах и площадях прославляют Шиву, поют священные гимны в
честь Бога-разрушителя. Утром совершаются ритуальные омовения.
В
Восточной Бенгалии Маха Шиваратри празднуют как народный фестиваль.
Незамужние девушки в эту ночь бодрствуют, постятся и молят Шиву дать им
хороших мужей. В храме Таракешвар, расположенном в 57 км. от Калькутты
босоногие паломники выливают принесенную воду из Ганга на каменную
статую Бога Шивы и украшают гранитный лингам (изображение Шивы в виде
фаллоса) цветочными гирляндами. Маха Шиваратри считается также
благоприятным временем для паломников посетить 12 лингамов,
расположенных в разных частях страны, чтобы заслужить благосклонность
Бога Шивы.
Во многих местах, в том числе и в Дели, в эту ночь
можно увидеть горящие во многих домах огоньки и услышать в украшенных
цветами храмах гимны, прославляющие великого Бога.
Ведический праздник Шиваратри – "ночь Шивы"
«Ратри»
на Санскрите означает «ночь»; Шиваратри – это ночь Шивы. Маха Шиваратри
– один из самых значимых Ведических праздников, и по традиции всю ночь
проводится церемония в честь Шивы – Ягъя Шиве. Также по традиции всю
ночь соблюдается пост (с захода Солнца до восхода Солнца следующего
дня). Поются мантры Шиве, проводятся пуджи, а утром совершается
омовение.
Это день, когда в Чистом сознании больше всего оживлена связь с
относительной стороной существования (что символизируется браком Шивы и
Парвати). Этот праздник – это очень хорошее время чтобы оживить связь
относительного с Абсолютом.
Импульс
этого дня может улучшить обе сферы жизни: и духовное развитие, и
материальную жизнь, особенно в отношении тех устремлений в жизни,
которые направлены на важные свершения и которые трудно достичь.
Шива
– это такой аспект Природного Закона, который преодолевает
сопротивление эволюции и развитию и разрушает невежество на пути к
чистому знанию. В этот день импульс Созидательного Разума, который дает
духовное развитие и просветление и который помогает в осуществлении
устремлений, наиболее проявлен и оживлён в Природе. Эта «Ночь Шивы»
особенно эффективна для исполнения даже тех желаний, которые трудно
достичь.
Шиваратри-Врата и ее значимость
Шиваратри – один из наиболее благоприятных Ведических праздников. Пураны раскрывают значимость этого праздника.
Однажды,
когда всё во всех мирах было поглощено Шивой, в той темноте ничего не
присутствовало, Парвати почитала Господа Шиву с большой преданностью.
Парамешвара (Шива), удовлетворенный Её молитвой, решил наградить Её. Она
попросила о пользе для всех созданий: о том, что в будущем, кто бы ни
почитал Господа в день Шиваратри с преданностью, те должны быть
награждены Мокшей – окончательным освобождением, просветлением.
Когда
Брахма и Вишну спорили между собой: «кто самый великий», Шива появился
перед ними как столб огня. Они не смогли найти начало и конец этого
столба. Тогда Брахма и Махавишну раскаялись за свою ошибку и просили
Шиву простить их и стали почитать Шива-Лингам, который является одной из
форм пламени. В ночь праздника Шиваратри перед ними появился Шива и
благословил их. Поэтому преданные Шиве обращаются к нему в течение всей
ночи Шиваратри, совершая Абишеку, повторяя мантры и выполняя другие
святые действиям.
Чатурдаши [четырнадцатый лунный день]
Кришна-Пакши [убывающей Луны] каждого лунного месяца называется
«Шива-Ратри». Этот день в месяце Магха, который длится с середины
февраля до середины марта, называется «Маха-Шива-Ратри». Последователями
Шивы он считается наиболее важной вратой. Существует много событий, говорящих о величии этого дня.
Человек
в джунглях очень устал. Когда наступил вечер, тигр начал преследовать
его. Убегая от тигра, человек взобрался на дерево. Это было дерево
Билва. Тигр сидел под деревом, ожидая, когда человек спустится. А
человек сидел на ветке дерева и старался не заснуть. И чтобы отогнать
сон и что-то делать, он щипал листья дерева и бросал их вниз; внизу под
деревом находился Шива-Лингам. Так прошла целая ночь. Шива был доволен
Упавасой [постом] и Пуджей, которые человек и тигр совершили, даже не
зная этого. Он стал очень благосклонен: Шива дал человеку и тигру Мокшу –
просветление.
В храме Шивы в день Маха-Шива-Ратри лампа,
находящаяся на алтаре, стала гореть очень тускло. В это время мышь,
которая пришла найти свою добычу, коснулась лампы. Благодаря этому лампа
разожглась, и алтарь хорошо осветился. Довольный этим Шива сделал мышь
Махабали известным королём асуров.
Есть много подобных событий,
рассказанных в Пуранах. Если мы совершаем врату с чистой преданностью и
любовью, то без сомнения мы получим благосклонность Всемогущего Шивы.
Скандха-Пурана описывает четыре Шива-Ратри: 1) Нитйа-Шива-Ратри (ежедневный Шива-Ратри – каждую ночь). 2)
Маса-Шива-Ратри (ежемесячный Шива-Ратри), который соблюдается в
Чатурдаши [четырнадцатый титхи] Кришна-Пакши [убывающей Луны] каждого
лунного месяца. 3) Магха-Пратхам-Ади Шива-Ратри, который соблюдается в течение первых тринадцати титхи [лунных дней] лунного месяца Магха. 4)
Маха-Шива-Ратри, который соблюдается в Чатурдаши [четырнадцатый титхи]
Кришна-Пакши [убывающей Луны] лунного месяца Магха. В ночь перед этим
Чатурдаши (то есть с 13-го на 14-й титхи) Шива почитается в течение всей
ночи.
Существуют разные мнения о дате (титхи – лунном дне), в
ночь (ратри) которого празднуют Маха-Шива-Ратри. Общепринято, что
Маха-Шива-Ратри празднуется каждый год ночью 13-го титхи и днём 14-го
титхи Кришна-пакши (убывающей Луны) лунного месяца Магха (по календарю
Шаливахана) / лунного месяца Пхалгуны (по календарю Викрама), то есть в
течении ночи Трайодаши (28-го титхи) и дня Чатурдаши (29-го титхи). Эта
ночь – это последняя ночь лунного месяца перед Новолунием
(Амавашйа-титхи).
Празднование Шиваратри в разных странах
Шиваратри в Непале
Непал
– это земля Шивы, здесь вы можете ощутить его присутствие повсюду. В
священных текстах утверждается, что Гималаи – обитель Шивы, или Махадевы
– как он также называется. Шива – Разрушитель зла – является наиболее
прославляемым и почитаемым из всех. В Непале есть тысячи памятников,
которые прославляют его имя; обычно это Шива-Лингам, который
символизирует его. Шива-Лингам считается символом сотворения мира,
началом всего.
В
храм Пашупати-Натх в Катманду, который считается один из самых
священных мест где прославляют Шиву, приезжает больше чем 100 000
человек во время праздника Шиваратри. Эти преданные прибывают издалека,
чтобы выразить свое уважение и почитание Махадеве в его священный день.
Храм Пашупати-Натх в Катманду
Храм
Пашупати-Натх расположен в восточной части долины Катманду на берегу
святой реки Багмати. Пашупати-Натх, который буквально означает
"повелитель животных", – одно из многих воплощений Шивы. Он является
Деватой, защищающей Королевство Непал, поэтому Шиваратри – это один из
главных празднеств Непала. Паломники, как со всего Непала, так и из
Индии прибывают в Пашупати-Натх чтобы почитать Девату в Его день
рождения и считается, что это очищает от всех совершенных грехов. Только
непальцам и индийцам позволяют войти внутри храма, а туристам разрешено
только наблюдать празднество с реки Багмати.
Шиваратри – это
великий праздник, которого ждут все. Паломники, йоги и святые люди со
всей юго-восточной Азии прибывают в Катманду за неделю перед
празднеством. В этот святой день они соблюдают пост в течении всего
солнечного дня (от восхода до восхода Солнца). На рассвете они совершают
омовение или купание в реке и идут к храму.
Пураны – одни из священных текстов – говорят, что если вы почитаете Шиву в этот день, все ваши грехи будут прощены.
На
Шиваратри храм Пашупати-Натх заполнен поклонниками. Преданные не
делятся бедных или богатых, к ним относятся в равной степени; Шива
обращаются с нами всеми одинаково. Даже Король Непала и королевская
семья воздает должное Пашупати-Натх в этот день наряду с тысячами людей,
которые собираются, чтобы праздновать Маха Шиваратри. Таким образом,
это празднество показывает преданность Непала Ведической традиции.
Шива-Ратри в Ориссе
Каждой
Ведической Девате посвящен отдельный день, и этот день считается
священным и наиболее благоприятным для почитания. Шиваратри – ночь Шивы –
это праздник в честь Шивы. В Шива-Пуране Шива говорит своей супруге
Парвати, что никакое празднество кроме Шиваратри, соблюдаемое его
последователями, не даёт Ему так много удовлетворения. Поэтому это
праздник соблюдается людьми со всей святостью в 14-й день убывающей Луны
месяца Пхалгуна (февраль - март).
Во времена риши [мудрецов]
Орисса была место поклонения Шиве. Шиваизм был государственной религией в
течение более чем четырех столетий и в результате повсюду были
построены бесчисленные храмы, посвященные Шиве. Самые ранние из храмов
существуют с 6-го столетия нашей эры. С тех пор Шиваизм является великой
духовной силой людей Ориссы. В большинстве деревень, сел и городов есть
храм Шивы. Поэтому в Ориссе праздник Шиваратри проводится с большой
духовной преданностью.
Шиваратри в Кашмире
Одно
из наиболее выдающихся из Ведических празднеств в Кашмире – Шиваратри.
Для кашмирских пандитов Шиваратри – это самый важный духовный праздник.
Его празднование осталось неизменным с древних времен. В Кашмире в этот
день совершается церемония Ватака-Пуджи и почитаются Шива и Шакти.
Исторический эпизод связан с Шиваратри: Говорится, что Джабар Кхан,
губернатор Кашмира, запретил людям совершать Ватака-Пуджу в этот день
зимнего месяца Пхалгуна и вместо этого приказал, чтобы они праздновали
это в июле. Люди повиновались приказу, но к всеобщему удивлению в тот
день пошел снег в июле.
Господь Шива, всемогущий и вездесущий,
находящийся вне всей пустоты, является источником всего. У него есть
пять обязанностей: эволюция, поддержание, вовлечение, сохранение и
трансформирование. Также, как семя развивается в дерево и через должное
время становится опять семенем, точно также вселенская Шакти – энергия –
должна возвратиться абсолютному трансцендентному покою (к состоянию
Парма-Шивы). Поэтому важность Шиваратри может трактована как
празднование союза Шивы и Шакти, который символизируется браком Шивы и
Парвати.
В
9-ом столетия кашмирский святой поэт Утпалдева описывая Шиваратри
написал: "Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звёзды,
приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая ее собственное сияние".
Кашмирские
пандиты обычно празднуют Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть
дней посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3
дня проводятся в молитвах. Один день дарят подарки; затем два дня
почитают Бхаиравов. Один день предназначен для почитания Шивы. На
следующий день самый старший человек в семье делает подарки всем членам
семьи. Затем снова – день почитания Шивы. На следующий день раздаётся
прасад из орехов и рисовых пирогов. Праздник часто продолжается до
Аштами [8-го лунного дня]. Последний день, кроме того, отмечает конец
зимы; люди надевают новую и лучшую одежду, семьи собираются вместе.
Величие Шиваратри, Котирудра Самхита
По
случаю они спросили Шиву, Великого Атмана: «Какой обряд удовлетворяет
Тебя настолько, что дарует (поклоняющемуся) бхукти и мукти?» ...
О
Вишну, среди четырех наиболее могущественным является Шиваратри врата.
Поэтому он должен соблюдаться теми, кто жаждет плодов мирского
наслаждения и Освобождения.
Нет другого обряда более
благоприятного для людей. Этот обряд — самый превосходный в смысле (в
значении) блага (добродетели) для всех.
Для свободных от желаний,
для имеющих какие-либо желания, для всех людей любых ашрам (стадий
жизни) и варн (каст) — даже для женщин и детей — эта врата особенно
благоприятна.
Для рабов — как мужчин, так и женщин, для Богов и вообще для всех воплощенных душ этот превосходный обряд весьма благоприятен.
Шиваратри
темной половины месяца Магха особенно прославляется. Обряд Шиваратри
совершается, когда Чатурдаши длится (доходит, простирается) до полуночи.
Соблюдение враты в этот Титхи устраняет даже грех убийства крора (10
миллиона) людей.
Шрила Санатана Госвами о Шиваратри (из «Хари-бхакти-виласы»)
На
четырнадцатый день темной половины месяца Пхалгуна (февраль-март)
вайшнав должен соблюдать пост, чтобы доставить удовольствие Господу Шри
Кришне. (14/187, из Гаутамия-тантры)
Господь Шива входит в любые
Шива-лингамы, находящиеся на Земле, ночью четырнадцатого дня темной
половины месяца Пхалгуна (Шиваратри). Поэтому этот день очень дорог
Господу Хари. (14/200, из Сканда-пураны, Нагара-кханда)
Если
вайшнав соблюдает пост в ночь Господа Шивы, то преданность вайшнава
Кришне быстро возрастает по милости Господа Шивы. (14/221, из
Сканда-пураны)
Ом Намах Шивайа.
Материал взят с сайта Общества Сознания Кришны в Запорожье krishna.zp.ua