Из книги "Слава Шриле Прабхупаде!" Е.С. Бхакти Викаши Свами
Великий
преданный - незабываем, как и Кришна. Его характер и деяния столь
возвышенны, что их продолжают обсуждать те, кто черпает вдохновление от
личности чистого преданного даже спустя сотни тысяч лет. Шрилу
Прабхупаду будут помнить всегда, подобно таким великим преданным как
Прахлада Махарадж и Притху Махарадж. Не просто в течении нескольких
сотен лет или даже тысяч лет, но до тех пор, пока будет существовать
вселенная.
Шрила Прабхупада говорил - недостаточно сказать, что
Бог велик, нужно знать "как" Он велик. Таким образом мы приходим к более
глубокому восприятию Его славы. Подобным же образом, если мы оценим
элементы величия Шрилы Прабхупады, то наше осознание его уникальных
качеств несомненно увеличится. Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами
говорит, что если мы оцениваем милость Господа Чайтаньи, то наши сердца
будут тронуты удивлением. Тем же самым образом, если мы оцениваем
качества и достижения Шрилы Прабхупады, то мы не сможем не удивиться. Великая личность оценивается по его великим
качествам. Величайшая личность - это Кришна, который имеет безграничные
трансцендентные качества. Чистые преданные Кришны так же украшены
прекрасными качествами, которые ясно отличают их даже от величайших
обусловленных душ. Многие люди рекламируются как великие, но величие
Вайшнавских ачарйев находится выше примитивного величия мирских героев.
Даже в истории Вайшнавизма Шрила Прабхупада занимает уникальное
положение, поскольку он дал Кришну миллионам. Шрила Прабхупада каждый
момент представляет сотни и тысячи сияющих качеств. Из-за того что мы
обусловлены майей и обладаем ограниченным разумом наше восприятие или
даже наше ощущение величия Шрилы Прабхупады очень мало. Если бы
кто-нибудь собрал всю информацию, которую мы имеем о Шриле Прабхупаде и
дал бы подробные примеры его многих качеств, то они могли составить
энциклопедию. Я даю здесь лишь небольшие намеки на некоторые из наиболее
выдающихся качеств Шрилы Прабхупады. Я надеюсь, что этот небольшой вкус
поможет увеличить восприятие Шрилы Прабхупады.
Шрила Прабхупада писал в книге "Кришна Верховная
Личность Бога" (Молитвы Олицетворенных Вед): "Господа прославляют за Его
славу. Из всей Его славы наиболее важно то, что Он проявляет милость по
отношению к обусловленным падшим душам вызволяя их из когтей майи."
Кришна очень добр и милостив, Он приходит как Господь Чайтанья для того,
чтобы специально распространить свою милость наиболее падшим. Кришна
также распространяет Свою милость через Своих уполномоченных
представителей. Поэтому можно понять, что любой преданный, который
широко распространяет Сознание Кришны без личных мотивов и тяжело
работает ради Кришны для возвышения обусловленных падших душ, является
представителем милости Кришны.
Несколько преданных в прошлом были
поборниками милости Кришны. Рамануджачарья, Мадхавачарья, Нароттама
даса, Шриниваса Ачарья, Шьямананда Прабху были могущественными
проповедниками, которые привели многих людей к Сознанию Кришны. И все
же, если мы оценим все, что сделал Шрила Прабхупада, мы не обнаружим
кого-либо еще, кто распространил бы милость Кришны столь широко или
попытался распространить милость Кришны столь многим людям. Из всех
безграничных и неизмеримых богатств Кришны Его величие является Его
милостью к обусловленным падшим душам - и Шрила Прабхупада является
величайшим проявлением этой милости.
Все предыдущие ачарьи
старались установить верховенство Сознания Кришны через проповедь и
написание книг. Они делали это в традиционной Индии, где Ведическое
знание и культура широко распространены. Шрила Прабхупада делал то же
самое в мире, не имеющем знания о Ведах или почтения к их наставлениям.
Это выдающееся достижение делает Шрилу Прабхупаду даже более великим
среди величайших ачарьев. Конечно, Шрила Прабхупада всегда считал себя
слугой ачарьев. Его служение предыдущим ачарьям было не только в том,
чтобы представить их послание, но также чтобы установить их абсолютную
правильность посредством своей безошибочности и бескомпромиссного
представления.
Сапаршада-бхагавад-вираха-джанита-вилапа Плач в разлуке с Господом и Его спутниками (из "Прартханы" Нароттама дас Тхакура)
дже анило према-дхана коруна прачур хено прабху котха гела ачарья-тхакур
каха мора сваруп рупа каха санатан каха даса рагхунатха патита-паван
каха мора бхатта-джуга каха кавирадж эка-кале котха гела гора ната-радж
пашане кутибо матха анале пашибо гауранга гунера нидхи котха геле пабо
се-саба сангира санге дже коило билас се-санга на паийа канде нароттама дас
Полный милости и сострадания, он даровал нам это сокровище, божественную любовь, - куда же ушел он, Шриниваса Ачарья?
Где мои Сварупа Дамодара и Рупа Госвами? Где Санатана? Где Рагхунатха дас, спаситель падших душ?
Где мои Рагхунатха Бхатта и Гопала Бхатта? Где Кришнадас Кавираджа? Куда так неожиданно исчез великий танцор, Господь Гауранга?
Я разобью свою голову о камни и брошусь в огонь! Где мне найти Господа Гаурангу, воплощение всех замечательных качеств?
Неспособный
приблизиться к Господу Гауранге, сопровождаемому всеми этими
преданными, в обществе которых Он проводил Свои игры, Нароттама дас
просто плачет.
Песню, которую мы только что спели, была
составлена Нароттама дасом Тхакуром
"Сапаршада-бхагавад-вираха-джанита-вилапа". Вираха означает разлука, и
эта песня описывает скорбь от разлуки с Господом и Его преданными.
Обычно эту песню мы поем в дни уходов великих ачарьев-вайшнавов, потому
что она замечательным образом отражает настроение, которое возникает в
результате потери, разлуки с великими преданными.
Слово "разлука"
используется здесь, но мы должны понять, что эта разлука не
материальна. Много раз мы говорили о том, что когда уходит вайшнав, то
на самом деле, нет скорби от этого. Бхактивинода Тхакур объясняет, что
ошибается тот, кто считает, что вайшнав умер - вайшнав продолжает жить в
звуке. Вайшнав умирает, чтобы жить и живет, чтобы распространять святое
имя. Он говорит, что эта логика порочна, когда человек думает, что
вайшнав умирает. Он просто исчезает с наших глаз. Когда садится солнце
за горизонт, то оно просто исчезает с наших глаз, но на самом деле оно
не исчезает. Точно также, когда уходит вайшнав, то он продолжает
совершать ту же самую деятельность, которую он совершал здесь - он
продолжает служить Господу. Итак, что касается вайшнавов - нет причин
для скорби. Поэтому дни уходов великих вайшнавов мы празднуем.
Точно
также, когда Харидас Тхакур ушел, покинув тело в присутствии Господа
Чайтанья, то Махапрабху организовал великий фестиваль для того, чтобы
отметить это событие. Харидас Тхакур является вечным спутником Господа,
поэтому он всегда с Господом. Его уход означает, что он всего лишь
исчезает с наших глаз. Имеющие духовное видение понимают, что просто
душа ушла, но она продолжает совершать служение. Хотя существуют
какие-то внешние видимые причины ухода, тем не менее, мы понимаем, что
все это происходит по воле Господа.
Те, кто из нас присутствовал,
когда Шрила Прабхупада оставил этот мир, я уверен, что они с легкостью
могут вспомнить те чувства, которые они испытывали, когда Прабхупада
присутствовал здесь последние месяцы. Мы все пытались понять, определить
для себя, почему Шрила Прабхупада уходит. Шрила Прабхупада раздумывал и
говорил, что он уйдет или не уйдет, если Кришна захочет, то он будет
жить, не уйдет. И мы все думали таким образом. Думали, что такие великие
души на самом деле, имеют право уйти только тогда, когда они этого
пожелают и Шрила Прабхупада наверняка тоже так может. Однажды, в
какой-то момент Шрила Прабхупада сказал: "Ну хорошо, вы хотите, чтобы я
оставался. Ладно, я останусь". И эти пару слов облетели немедленно весь
мир. Прабхупада сказал: "Я останусь". В те дни не было интернета, но в
те дни телефоны в храмах по всему миру звонили. Президенты говорили:
Прабхупада сказал: "Я останусь". Все испытывали радость, ликование:
"Прабхупада останется с нами!" но потом нам стало становиться понятным,
что на самом деле Шрила Прабхупада теряет свою решимость оставаться с
нами и он собирается уйти.
На самом деле, Шрила Прабхупада делал это, чтобы
привязать к себе более туго наши сердца. Он был подобен кукольнику,
который дергает за нитки кукол. Он был связан нитями с сердцем каждого
из своих учеников, и он очень туго натягивал эти нити, так что каждое
его слово, каждое его дыхание отражалось на наших сердцах и мы
переживали все, чтобы он ни сказал, откликались на какую бы ни было
каплю воды, которую он согласился бы выпить. Он тянул за эти нити, и
наши сердца испытывали духовные эмоции. Таким образом, он был подобен
кукольнику. Он контролировал все наши эмоции, все наши движения. Иногда
он давал надежду, иногда эта надежда покидала нас. Однако это совершено
отличалось от всего остального, потому что эти взаимоотношения были
совершены духовной личностью. Эти эмоции были отличны от любых иных
эмоций, какие бы мы только не испытывали в материальном мире. Шрила
Прабхупада готовил нас к своему уходу. Он знал, что единственная
возможность для нас заключалась в том, что мы могли бы остаться в том
случае, если бы он выдавил из наших сердец привязанность к его лотосным
стопам. Привязанность к Шриле Прабхупаде не была простой привязанностью.
Он был настолько чист и прозрачен, что любая привязанность к нему,
означала привязанность к Кришне. Шрила Прабхупада просто пребывая в этом
мире, дал нам возможность даршана Кришны. Он пробудил в наших сердцах
привязанность к Кришне, дав нам даршан к Кришне через свои учения и
наставления. Благодаря своей совершено кристально-прозрачной
трансцендентной деятельности.
Естественно, что когда такая
великая трансцендентная личность уходит, человек скорбит. Человек
естественно испытывает скорбь от потери общения с такой великой
личностью. Все ученики Шрилы Прабхупады замечали, что хотя они все
испытывали различные эмоции, тем не менее, у них была одна общая единая
черта в их настроении. Я чувствовал, таким образом, и в разговорах со
своими братьями, они подтвердили, что они чувствовали точно также. Все
мы чувствовали, что мы недостаточно воспользовались присутствием Шрилы
Прабхупады, когда он был с нами. Поэтому в наших сердцах проявлялась
скорбь.
Шрила Прабхупада вновь, вновь и вновь подчеркивал, когда
он присутствовал, что общение, соприкосновение с поучениями, с
наставлениями духовного учителя более важно, чем физическое присутствие
самого духовного учителя. И это все, что мы имели после его ухода. Он
физически ушел. Мы все скорбели, но в этой скорби мы все понимали, что
единственное, что у нас осталось это его общение через его наставления.
Именно это поддерживает преданного живым. Человек обретает жизнь,
благодаря тому, что он получает наставления.
В этой связи я хотел
бы прочитать стих из Шримад-Бхагаватам. Это один из моих любимых
стихов. Десятая Песнь Шримад-Бхагаватам. В особенности, если говорить
это в контексте памятования Шрилы Прабхупады в день его ухода. Я
прочитаю санскрит, затем перевод, комментарий Шрилы Прабхупады и потом
немного поговорю.
свайам самуттирйа судустарам дйуман бхаварнавам бхимам адабхра-саухридах бхават-падамбхоруха-навам атра те нидхайа йатах сад-ануграхо бхаван
О Господь, подобный сияющему солнцу, Ты всегда
готов осуществить желание Своего преданного, и потому Тебя называют
древом желаний (ванчха-калпатару). Когда ачарьи, укрывшиеся под сенью
Твоих лотосных стоп, пересекают бушующий океан неведения, они оставляют
жителям Земли способ, с помощью которого они пересекли этот океан, и,
поскольку Ты очень милостив к другим Своим преданным, Ты позволяешь им
воспользоваться тем же способом и достичь той же цели. (ШБ, 10.2.31)
Комментарий
Шрилы Прабхупады: В этом стихе раскрывается, каким образом милосердные
ачарьи и милосердный Верховный Господь вместе помогают серьезному
преданному, который хочет вернуться домой, к Богу. Шри Чайтанья
Махапрабху, давая наставления Рупе Госвами, сказал:
брахманда бхрамите кона бхагйаван джива гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа (ЧЧ, Мадхья, 19.151)
Обрести семя бхакти-латы, преданного служения,
можно по милости гуру и Кришны. Обязанность гуру - учитывая время,
обстоятельства и индивидуальность конкретного человека, найти способ
занять его преданным служением, которое Кришна принимает от тех, кто
действительно хочет вернуться домой, к Богу. После долгих скитаний по
всей материальной вселенной удачливая душа начинает искать такого гуру,
ачарью, который обучит ее служить Верховной Личности Бога с учетом
обстоятельств, так, чтобы Господь принял это служение. Благодаря этому,
человеку становится легче достичь высшей цели. Итак, обязанность ачарьи -
найти для преданных способ служения Господу в соответствии с
предписаниями шастр. Например, Рупа Госвами, чтобы помочь будущим
поколениям преданных, писал книги о преданном служении, такие как
"Бхакти-расамрита-синдху". Это значит, что ачарья должен издавать книги,
которые помогут людям обратиться к служению Господу и по Его милости
вернуться домой, к Богу.
Последователи Движения сознания Кришны
идут тем же путем. Наши последователи воздерживаются от четырех видов
греховной деятельности - недозволенного секса, употребления
одурманивающих веществ, мяса и азартных игр - и каждый день повторяют
шестнадцать кругов Харе Кришна маха-мантры. Таковы авторитетные
наставления. Поскольку в странах Запада невозможно постоянно повторять
святое имя, надо не пытаться подражать Харидасу Тхакуру, а применять
этот метод. Кришна примет преданного, который строго следует
регулирующим принципам и методу, предписанному в книгах и других
произведениях авторитетных наставников. Ачарья дает нам метод, с помощью
которого можно пересечь океан неведения, взойдя на корабль, лотосных
стоп Господа, и те, кто строго следует его указаниям, в конце концов, по
милости Господа достигнут цели. Этот метод называется
ачарйа-сампрадайа. Вот почему говорится: сампрадайа-вихина йе мантрас те
нишпхала матах (Падма-пурана). Ачарйа-сампрадайа абсолютно авторитетна.
Поэтому человек должен принять ачарья-сампрадаю, иначе все его усилия
окажутся тщетными. В одной из песен Шрилы Нароттама даса Тхакура есть
такие слова:
тандера чарана севи бхакта сане васа джанаме джанаме хайа, эи абхилаша
Человек должен поклоняться лотосным стопам ачарьи и
жить в обществе преданных. Тогда его попытки пересечь океан неведения
непременно увенчаются успехом.
Я подытожу, то о чем мы говорили, в
особенности в контексте того, о чем мы говорили до этого. Я говорил о
том, что Шрила Прабхупада оставил после себя то единственное, за что мы
должны будем держаться после его ухода. И что он оставил после себя -
описано в этом стихе. Этот стих является молитвой Господа. Полубоги
молятся и говорят, что Господь всегда готов исполнить желания Его
преданных. Поэтому Господь известен как ванча-калпатару или древо
желаний. И те ачарья, которые полностью приняли прибежище у лотосных
стоп Господа для того, чтобы пересечь океан материального невежества,
оставляют после себя на земле метод, при помощи которого они пересекли
этот океан. Другими словами, Господь всегда очень склонен поддержать
желания Своих преданных. На протяжении последних семи дней я достаточно
детально говорил об этом, описывая могущество чистого преданного
служения и способность преданного при помощи преданного служения даже
контролировать Господа. Преданные же никогда не думают: "Я желаю
контролировать Господа. Я хочу, чтобы Господь служил мне". В сердце
преданного нет таких мыслей В сердце преданного существует единственное
намерение удовлетворять Господа и служить Ему. И Господь чувствует Себя
настолько связанным чистотой этого служения, что Он стремится исполнить
любые желания в сердце преданного.
Каковы же желания ачарьи?
Ачарья хочет единственно чего - это удовлетворить Господа. Как ачарья
удовлетворяет Господа? Он стремится удовлетворить Господа, распространяя
Его славу и привлекая других к преданному служению Верховному Господу.
Ачарья думает: "Я не имею никакой квалификации, чтобы служить Господу".
Но он думает, как пробудить желание служить Господу в сердцах других. Он
думает, как сделать их квалифицированными служить Господу и как поднять
их, чтобы они служили Господу.
Описано, на Голоке Вриндавана
высочайшей слугой Господа является Шримати Радхарани. Она всегда
привлекает других гопи, чтобы они служили Господу. И Она испытывает
наслаждение в десять миллионов больше благодаря этому, чем когда Она
Сама служит Кришне. Она организует так много других слуг, которые
помогают в служении Господу. Это и есть: гопи бхарта пара камала дасу
дасу анудаса, то есть когда мы становимся слугой слуги, слуги, слуги и
именно таким образом мы обретаем прибежище служения Господа.
И в
сердце ачарьи существует желание пробудить преданное служение в сердцах
других, поскольку все остальные живые существа существуют для того,
чтобы приносить наслаждение Господу. И чем больше живых существ будут
принимать прибежище у Господа и служить Ему, тем больше Он будет
испытывать наслаждения. Поэтому ачарьи думают, каким образом привлечь к
служению Господу других. И Господь иногда настолько привязывается,
настолько любит такого ачарью, что Он не хочет оставлять его здесь, Он
хочет, чтобы такая душа привлеклась к Нему в духовном мире. Поэтому
Господь забирает такого ачарью и мы его не можем более видеть. И Господь
возвращает его обратно в духовный мир. Поэтому мы больше не способны
его видеть. Он там служит Господу в своих вечных взаимоотношениях и
таким образом доставляет огромное наслаждение Ему.
Однако, будучи
здесь в этом мире, что он делает? Он учил на основе своего примера,
давал наставления и он оставил за собой лодку, при помощи которой мы
можем пересечь океан. Он уже пересек его, но он отправил лодку обратно,
говоря: "Это остается для вас, чтобы вы ей воспользовались". И что
делает Господь? Господь поддерживает желание Своего преданного. Какой бы
метод преданный не оставил для пересечения этого океана, возвращения
обратно к Богу, Господь принимает этот метод и оберегает его. Когда
ачарья принимает полностью прибежище у лотосных стоп Господа, для того,
чтобы пересечь ужасный океан невежества, при этом они оставляют за собой
на земле метод, благодаря которому они его пересекли. Поэтому полубоги
говорят Господу: "Поскольку Ты так милостив ко всем Своим остальным
преданным, то Ты принимаешь метод, который ачарьи предписали и которому
они следовали, чтобы мы им тоже воспользовались".
Другими
словами, Господь уже ранее принял этот метод. Какой метод Он оставил? В
этом комментарии описано, что долг ачарьи заключается в том, чтобы найти
средства для других, чтобы они вернулись обратно домой, к Богу. Это
средство должно соответствовать времени, обстоятельствам и самому
кандидату. Шрила Прабхупада дал нам метод, при помощи которого мы можем
вернуться обратно домой, к Богу. Он оставил лодку для каждого.
В
молитве "Маркине бхагавата-дхарма", которую он написал, будучи на
"Джаладуте", Шрила Прабхупада замечательным образом выражает свое
настроение: "По Твоей воле все живые существа оказались во власти
иллюзорной энергии, и по Твоей же воли, если Тебе будет угодно, они
смогут освободиться от оков иллюзии. Я хочу, чтобы Ты спас их". Очень
могущественное утверждение.
Прабхупада чистый преданный Господа,
молится Кришне: "Пожалуйста, спаси их". О ком он говорит? Шрила
Прабхупада был настолько дорог Кришне, что Кришна, конечно, не мог
отвергнуть такие молитвы. Даже сама по себе эта молитва является лодкой,
при помощи которой мы можем отправиться домой, обратно к Богу. Таково
могущество слов чистого преданного: "Я хочу, чтобы Ты спас их. Поэтому,
если Ты будешь желать спасти их, то только лишь тогда они будут способны
понять Твое послание".
Шрила Прабхупада сделал свое желание и свои
намерения очень ясными для Кришны. Он сказал: "Я хочу, чтобы Ты их
спас". И он также сказал: "Каково бы ни было Твое желание". Однако
желание Кришны заключается в том, что Он не может отвергнуть намерение
Своего преданного. Поэтому Шрила Прабхупада вознеся эту молитву Господу,
нашел средство при помощи, которого мы можем быть спасены. Шрила
Прабхупада написал эту молитву на "Джаладуте" в бостонской гаване, он
еще даже не поставил свою стопу на американскую землю. У него была
коробка книг. У него было указание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати
Тхакура и очень глубокая вера. И когда он сошел с корабля, он говорил:
"Я не знал, куда мне повернуть направо или налево". Он даже не знал,
куда он направляется, когда он сошел с этого корабля. Но Кришна вел его
из сердца и дал ему нечто, что выходит за пределы воображения каждого.
Поскольку Шрила Прабхупада всегда чувствовал себя совершено зависимым от
воли Кришны с очень твердым желанием следовать указаниям Шрилы
Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и удовлетворить Господа. Поэтому он
создал общество преданных во всем мире и миссию. Он оставил лодку, при
помощи которой, мы можем вернуться, оставил метод для многих последующих
поколений.
Мои дорогие Прабху, эти наставления предназначены не
просто для учеников Шрилы Прабхупады. Любой, кто принимает наставления
Шрилы Прабхупады и наставления его последователей, обретает ту же самую
возможность ступить на борт лодки, которую Шрила Прабхупада оставил. И о
чем он говорит? Просто следуйте четырем регулирующим принципам и
повторяйте шестнадцать кругов каждый день. Он говорит: "Очень трудно
повторять Харе Кришна целый день". Он говорит: "Это авторитетные
наставления. Четыре регулирующие принципа и шестнадцать кругов каждый
день. Поскольку в странах Запада невозможно постоянно повторять святое
имя, надо не пытаться подражать Харидасу Тхакуру, а применять этот
метод. Кришна примет преданного, который строго следует регулирующим
принципам и методу, предписанному в книгах и других произведениях
авторитетных наставников".
Безусловно, когда такие могущественные
ачарьи как Шрила Праьхупада уходят из этого мира, то это является
причиной скорби для нас. Но они настолько милостивы и добры к
обусловленным падшим душам, что они оставляют после себя свои
наставления и они также пребывают в сердцах своих последователей. Если
мы примем прибежище у них таким образом, то тогда мы вправе иметь очень
глубокую, сильную надежду присоединиться к Шриле Прабхупале в его вечной
Лиле, присоединиться у нему, возвратившись обратно домой, к Богу.
По материалам сайта Общества Сознания Кришны в Запорожье krishna.zp.ua
|