В
семнадцатом веке в Ремуну пришел великий святой. Его имя – Расикананда –
до сих пор помнят во многих городах и деревнях Ориссы и Бенгалии. Он
стал совершенным мудрецом, ученым гаудия-вайшнавом, расика-бхактой и
самым любимым учеником Шри Шьямананды Прабху.
При
рождении Расикананда получил имя Расика Мурари. Он родился на новолуние
месяца Картика (октябрь-ноябрь) 1597 года, в благородной семье –
принцем – сыном Шри Ачьютананды дева, царя Раянинагара, что находится на
берегу Суварнарекхи в Ориссе. С самого детства он был поглощен
слушанием о славе Шри Кришны и Его святого имени. Еще будучи ребенком,
он начал изучать «Шримад Бхагаватам».
По мере того, как Расика
подрастал, у царя Ачьютананды крепло подозрение, что его сын становится
все более и более безразличен к миру. И царь решил его женить – на
Иччхамати, дочери Шри Балабхадры Дева, царя Хигли, что в районе
Миднапура. Но даже обзаведясь семьей, Расика не имел привязанности к
дому и семейной жизни.
Он бродил по владениям своего отца, полностью поглощенный медитацией на Кришну и повторением Его святого имени.
И
однажды Господь, удовлетворенный его искренней преданностью, явился
перед ним и сказал: «Ты должен получить духовное посвящение от
Шьямананды, который освободит из материального мира многих и многих
людей. Служа Ему, ты достигнешь Меня. Я всегда буду рядом с тобой».
Расика увидел необыкновенно прекрасный образ
Шри Кришны и от переполнивших его эмоций потерял сознание. Придя в себя,
он молча вернулся домой и стал с нетерпением ждать прибытия Шьяманады.
В то время Шьямананда Тхакур жил во Вриндаване,
глубоко изучая священные писания под руководством великого ученого и
святого Дживы Госвами. Однажды, когда Шьямананда медитировал в глухой
роще, Сам Господь Мадана Гопал (Кришна) пришел и сказал ему: «Послушай, о
Шьямананда, в Уткале (еще одно название Ориссы) живет один из самых
дорогих Мне преданных, которого зовут Расика Мурари. Пожалуйста, пойди
туда и посвяти его в повторение Моего святого имени. Он страстно ждет
тебя. Вы будете вместе проповедовать чистое преданное служение Мне и так
освободите всех жителей Уткалы».
Очнувшись, Шьямананда горько
заплакал – и от разлуки с Кришной, и от предстоящей разлуки с Его
удивительной обителью – прекрасным Вриндаваном.
Испросив
разрешения всех преданных Вриндавана, Шьямананда отправился в Уткалу –
на поиски преданного, получившего необычайную милость Господа.
Во
дворе резиденции царя Ачьюты проходили чтения священного «Шримад
Бхагаватам». Царь Ачьюта и Расика вместе с другими придворными
внимательно слушали и время от времени задавали чтецу вопросы о
глубинном значении текстов. В этот время туда пришел Шьямананда. По его
изумительной красоте и благородству облика царь понял, что перед ним –
великий святой. Царь и все придворные выразили ему почтение. Скоро
собрание закончилось и все разошлись, и во дворе остались только
Шьямананда и Расика. Они сразу узнали друг друга.
Расика Мурари
упал к стопам наконец-то обретенного духовного учителя и заплакал.
Шьямананда ободряюще сказал ему: «Расика, ты благословлен необыкновенной
преданностью Шри Кришне. Получив Его повеление, я пришел из Вриндавана,
чтобы встретиться с тобой». Расика в ответ почтительно сложил ладони и
сказал: «О господин, я твой слуга в этой жизни, и в последующих. Ты
явился, чтобы освободить меня от оков материального мира».
Шьямананда
дал ему духовное посвящение и новое имя – Расикананда. Он также дал ему
наставления о сокровенном любовном преданном служении Кришне. Жена
Расикананды, Иччхамати, также получила у Шьямананды Тхакура посвящение –
ее назвали Шьямадаси.
Расикананда получил инициацию в
восемнадцать лет. Некоторое время спустя Шьямананда поручил ему начать
проповедь. Расикананда всем сердцем принял наказ своего духовного
учителя и выполнил его – он превратил и Гауду и Уткалу в океан любви к
Кришне и наводнил их волнами санкиртаны – воспевания святого имени
Кришны. Шри Шьямананда и Расикананда инициировали сотни тысяч преданных,
не обращая внимания на то, были ли это брахманы или люди из низших
каст.
Однажды Ахаммад Бег, жестокий мусульманский князь Ориссы,
услышал о растущей популярности и славе Расикананды. И он решил испытать
его – в окрестностях города Ванапура недавно появился бешеный слон,
творивший множество бед. Царь написал Расикананде, что если тот не
подтвердит свою славу, успокоив слона повторением мантры Харе Кришна, он
будет строго наказан. В это время Расикананда жил во владениях
Вайдьянатха Бханджа, царя Ванапура и обращал в вайшнавов сотни
мусульман. Получив приказ князя, Расикананда отправился на поиски этого
дикого слона.
Вскоре он встретил его. Но, к удивлению людей,
наблюдавших за этой сценой с почтительного расстояния, бешеный слон,
увидев Расикананду, забыл о своем бессмысленном гневе и застыл в
неподвижности. Смотря слону прямо в глаза, Расикананда в нескольких
словах объяснил ему суть преданного служения Кришне. Тогда слон, словно
обычный преданный, склонился к стопам Расикананды, и тот шепнул ему в
ухо шестнадцать слов Харе Кришна-мантры и нарек Шри Гопала дасом.
Нехотя, со слезами на глазах, слон ушел из тех мест и больше никогда не
беспокоил людей. Впоследствии он несколько раз защищал Расикананду от
опасности.
Все были поражены, увидев огромную духовную силу
Расикананды, а Ахаммад Бег за то, что посмел проверять его, попросил у
святого прощения. Будучи очарованы возвышенными качествами Расикананды,
множество царей и заминдаров приняли у него посвящение. Один из этих
царей подарил ему Божество. Шьямананда Тхакур установил это Божество под
именем «Шри Гопиваллабха Рая» и основал деревню Гопиваллабхапур. Это
святое место было главным центром всех последователей Шьямананды и
Расикананды
Однажды Расикананда отправился на знаменитую
Ратха-ятру – фестиваль колесниц в Пури. Но он задержался по дороге, так
как шел через святые места паломничества, такие как Рамнагар, Джаджпур и
Вайтарани и понял, что не успеет прибыть в Пури до начала праздника.
Расикананда очень расстроился и постоянно молился Шри Кришне. Господь
Джаганнатха любит Своих преданных, и когда Божества Джаганнатхи,
Баладевы и Субхадры установили на колесницах, их не смогли сдвинуть с
места. Несмотря на то, что тысячи паломников тянули колесницы за канаты,
ни одна из колесниц не сдвинулась ни на дюйм. Тянули даже лошади и
слоны – но все было тщетно. Царь Пури – Гаджапати стал в беспокойстве
молиться Господу, чтобы понять, что произошло. И Господь вдруг ответил
ему: «Мой дорогой преданный, Расикананда, сейчас на пути в Нилачала
Дхаму. Он дошел до Туласи Чауры. Колесницы сдвинутся только после того,
как Расикананда придет». Гаджапати немедленно отправился навстречу
Расикананде и почтительно принял его. Как только Расикананда появился
перед Господом Джаганнатхой, колесницы пришли в движение и уже без
задержек достигли храма Гундича. Так Господь прославил Своего великого
преданного.
Царь почтительно предложил Расикананде построить в
Пури храм для его последователей. Расикананда дал согласие, и царь
подарил ему участок земли, носящий название Пхула Тота, неподалеку от
храма Джаганнатхи. Расикананда построил на том месте храм, названный
Кунджа–матх и установил там подаренное ему царем Божество Кришны. Этот
матх существует по сей день.
Вскоре после этого к царю Пури во
сне явился Шри Кширачора Гопинатх, сказавший: «О царь, сейчас поклонение
Мне не совершается должным образом. Пошли Расикананду управлять храмом и
поклонением Мне». И царь назначил Расикананду главным управляющим храма
Шри Кширачора Гопинатхи.
Однажды,
когда Расикананда остановился в Гопиваллабхапуре, встретиться с ним
пришел один мистик-факир, ездивший на покоренном им тигре. В это время
Расикананда чистил зубы, сидя на обломках стены. Получив известие о
пришедшем мистике, Расикананда невозмутимо поднялся в воздух вместе с
обломком стены и скоро прилетел к мистику. Увидев потрясающее могущество
Расикананды, факир был поражен и просто сбит с толку. Он слез с тигра и
снова и снова стал выражать Расикананде почтение, прося прощения за
свою гордость.
До сих пор потомки этого мистика, живущие в
Ремуне, с огромным почтением относятся к последователям Расикананды.
Также их черта – большая вера и почтительное отношение к прасаду Шри
Гопинатхи. По указанию Шри Шьямананды Прабху Расикананда стал главным
пуджари в храме Божества Говиндаджи, которому поклонялся его гуру,
всецело отдавшись этому служению. Его внимательность и любовь
преобразили Божество Говиндаджи.
Расика Мурари вдохновлял
преданных своим удивительным служением Божествам. Убедившись в том, что
поклонение Говиндаджи достигло высокого уровня, он принял указание
Шьямананды приступить к проповеди.
Он много путешествовал, отдав
проповеди сорок лет своей жизни и посвящая каждого встречного в послание
Шри Чайтаньи Махапрабху. Расикананда даровал освобождение многим
представителям правящих династий и мусульманам, отверженным и
отъявленным атеистам. Даже дикие животные не были лишены его милости. Спустя
некоторое время Кришна решил забрать своего чистого преданного к Себе. И
в один день, когда Расикананда танцевал, погруженный в счастье
воспевания святого имени, в его ногу вонзилась колючка. Он упал, но
когда ученики попытались поднять его, чтобы отнести в ближайшую деревню,
тело его оказалось неожиданно тяжелым и он не смогли сдвинуть его с
места. Расикананда велел отнести его в Ремуну. Он сказал, что скоро
уйдет из этого мира и хочет, чтобы тело его похоронили рядом с храмом
Шри Кширачора Гопинатхи. Он попросил их немедленно перенести его туда,
чтобы он смог получить последний даршан Божества. Вскоре ученики
принесли Расикананду на паланкине в Ремуну, который находится в Ориссе.
Оставляя
свое тело, Расикананда возглавил необычайно мощный киртан. После чего
Расикананда неожиданно встал и вошел в храм. Больше его никто не видел.
Ученики осмотрели весь храм, но не нашли своего учителя. Один из
священников сказал, что Расикананда вошел в тело Божества Кшира-чора
Гопинатха.
Кшира-чора Гопинатха
Опустошенные
чувством разлуки его ученики побросали свои мриданги и караталы и тут
же сами оставили тела. Шестеро из них так и не очнулись – они оставили
свои тела, будучи не в силах жить в разлуке со своим духовным учителем.
Согласно воле Расикананды, все его вещи и одежда были захоронены на
территории храма – его самадхи, вместе с могилами шести учеников
находятся рядом. Пушпа-самадхи всех этих преданных находится рядом с
храмом в Ремуне. Пушпа-самадхи Расикананды Прабху, расположен рядом с
самадхи Шьямананды Прабху, неподалеку от храма Радха-Шьямасундары.
Каждый год его уход отмечают за 12 дней до Пхалгуни Пурнимы.