Я
постоянно думаю о Москве и о храме - это моя главная медитация. Сейчас
довольно трудный период в моем лечении - сил практически нет. Но тем не
менее, я попытался изложить какие-то мысли, которые мне пришли по
результатам последнего периода работы в храме. Копирую их из скайпа -
делился ими с Апрамеятмой.
Что сейчас самое важное?
ЕС
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: На мой взгляд, есть лицемерие, которое
все разрушает в храме и общине. Это лицемерие заключается в простой вещи
- мы декларируем заботу о духовном продвижении людей своей главной
миссией. Но, как это ни парадоксально, не заботимся о духовном
продвижении людей, которые уже так или иначе присоединились к храму.
Притом, что мы делаем это для многих других людей. Люди воспринимают это
и теряют доверие к храму. Такое явление можно видеть повсеместно.
Повсюду храмы пользуются плохой репутацией именно потому, что люди в них
не дают примера счастливых, гармоничных, духовно развитых личностей. В
сущности, люди, живущие в храме и служащие в нем, эксплуатируются.
Все
это не по злому умыслу, конечно же. Но, как известно, дорога в ад
выложена благими намерениями. Причина этого явления очень простая.
Подразумевается, что, попав в храмовую среду, человек будет
прогрессировать автоматически. Еще бы - регулярные программы, службы,
лекции - кто еще имеет такие же возможности для духовной практики. Все
совершенно невинно полагают, что само по себе пребывание человека в
храме будет приводить к его духовному развитию, что ничего больше не
надо, что само его пребывание и есть служение, а служа, человек не может
не прогрессировать. Беда в том, что по большей части все то, что
храмовые преданные делают, на самом деле служением не является.
И это та самая роковая ошибка, которую мы
совершаем. Автоматически только кошки рождаются. Для духовного развития
нужно практиковать садхану, а бхакти-садхана - это не просто
механическое участие в службах, это мотив, с которым человек все делает.
Когда мы подразумеваем, что в результате исполнения обрядов каждый день
человек будет прогрессировать, мы переносим представления карма-йоги на
бхакти.
Человек будет обязательно прогрессировать в храмовой
атмосфере, если ему напоминать о цели и помогать корректировать свои
мотивы. А это никто не делает. Мотивы постепенно становятся
материальными, и никому никакого дела до этого нет. Суть заботы о
служащих в храме состоит только в этом.
Разумеется, все остальные
вещи в храме нужно привести в соответствие с этим принципом. Мало
просто говорить об этом - нужно продумать, как все остальное в храме
воспринимается с этой точки зрения - заботы о духовном развитии людей.
Но главное - эта сфера. Руководители должны постоянно медитировать о
том, насколько развиваются люди, служащие под их руководством и что
мешает из развитию.
Поэтому, на мой взгляд, самым важным сейчас
является работа с преданными, которые уже находятся в храме - забота о
них в духовном смысле этого слова, попытка понять их и помочь им
поддерживать свои мотивы в правильном состоянии.